+7 (903) 615-11-27

Паломническое путешествие на святую гору Афон часть 2

И так 12 апреля 2012 года, где то около двенадцати часов, мы оказались в гостях у русских монахов, жилище которых расположилось в ущелье горной реки, неподалёку от Хиландарского монастыря. Примерно 6 километров пути от него. Но справедливости ради надо сказать, что я в тот год так и не смог добраться до него пешком. Хотя очень хотел. Всё-таки расстояния для пеших прогулок велики. И самое главное, что погода на Афоне очень переменчивая. Этот марш бросок я совершил через два года, когда по собственной глупости уехал на автобусе в Хиландар, а мне очень нужно было увидеть отца Рафаила и взять у него духовный совет. Я тогда позабыв о расстоянии пошёл пешком в ущелье. Но толком не зная местности заблудился и пробирался к берегу через заросли и обгоревшие сучки деревьев. Самое смешное, что когда я прорвался через всё это, я оказался у соседей греков, которые жили в 20 минутах от нашего русского скита. Так вот, грек увидев меня выходящего из этого леса очень удивился и начал звать своих посмотреть на это «Чудо». Потом я узнал, что эти заросли были не проходимы уже много лет и там никого не бывает. Но из-за большого пожара в тот год, всё настолько выгорело, что я смог пройти по этим зарослям.

Всё это будет спустя два года. А пока...

Всё это будет спустя два года. А пока…


Монахи нас приняли очень доброжелательно и первым делом накормили. Потом я понял, что это любимое занятие всех Афонских монахов. Накормить путешественников. В какой бы монастырь я не попадал, везде кормили очень скромно, но сытно, очень вкусно и с любовью. Так что мои опасения о хлебе насущном перед поездкой и мысли о том как и чем я буду питаться оказались пустыми. После трапезы, отец Авель показал нам место где мы могли бы отдохнуть с дороги и сказал, что служба начнётся в 5 часов. Мне досталась койка в военной десятиместной палатке, которая отапливалась буржуйкой. Моим соседом с одной стороны был грузинский строитель, а с другой рыбак. С этого момента Афон стал мне всё чаще напоминать армию. С одной существенной разницей. Нет ни командиров не подчинённых. Хочешь помочь, почистить картошку или помыть посуду пожалуйста, нет ничего страшного отдыхай, набирайся сил. Всё по совести и внутреннему желанию.
Расположившись таким образом, я первым делом решил осмотреть окрестности и прогуляться вдоль ущелья реки. Оказалось что это замечательное место. Чистая горная река, почти белые горные камни, свежий воздух. Всё это сразу же напомнило мне времена детства и те места, в которых я вырос. А это были горы Тянь-шаня, в которых я часто бывал. Плюс к этому абсолютная тишина и только журчание воды. Одним словом как в песне — И дышится легко и мира чистота вдруг сделала меня счастливей и моложе. Да и самое главное нет суеты в мыслях. Это очень странное ощущение, которое не сразу улавливаешь.
Во время паводков, река становиться по настоящему горной, а пока ...

Во время паводков, река становиться по настоящему горной, а пока …


К пяти часам, я вернулся в скит к братьям монахам, которые пригласили меня на службу в церковь. Это была маленькая православная церковь, человек на 10 — 12. До этого момента, я в таких маленьких храмах на службе не присутствовал. Но выяснилось, что в этом есть свои плюсы, так как ты являешься частью службы и по мере сил участвуешь в ней и помогаешь монахам. И самое главное, что здесь на Афоне в этой церкви, я впервые услышал службу, я впервые услышал и понял все слова, которые там звучали и мог размышлять над ними. До этого, приходя в какой ни будь Московский храм, я не мог различать слова службы, они мне казались просто каким то «бубнёжем». Ни то что их плохо произносили, просто до меня они не доходили. И второй момент Афонских служб, это их продолжительность. Они очень длинные! И с непривычки было не просто отстоять три с половиной часа. И вроде и хочется уйти, а с другой стороны понимаешь, что как раз для этого и приехал. Потом я узнал и увидел, монахи и ночью тоже молятся. Просыпаются в час ночи и до трёх, четырёх часов читают молитвы. Для меня как для мирянина и человека, который никогда не сталкивался с монашеством, это было неожиданностью.
На следующий день, я узнал что пасхальную службу мы будем служить у старца Рафаила и что пойдём в его скит в три часа ночи. А пока нужно держать строгий пост и готовится к исповеди. Чем я и занимался весь день.

Поход к отцу Рафаилу и утренняя служба, это отдельная история. В три часа ночи, радостный и бодрый отец Авель, заглянул к нам в палатку и призвал нас на службу. Мой сосед по койке, тот самый добродушный Карлсон, который встретил нас на пристани. С казал что по немощи не может идти и повернулся на другой бок. Я же в полу дремоте встал и по привычки пошел заваривать кофе в соседний домик. Заварив ароматную чашку, я сел за стол и в это мгновение, появился Авель. Который сообщил мне, что кофе перед причастие пить запрещено. Он ещё с таким искренним удивлением об этом говорил, что я понял, что кофе действительно мне не светит. Дальше ещё интересней, оказалось что домик отца Рафаила, находиться на берегу. И идти нужно вдоль линии берега три километра по больным камням «колунам» и в одном месте нужно забраться на скалу, которая врезается в море и по другому её не обойти. Да ещё плюс ко всему шторм. Тут-то я ощутил в полной мере, что Афонское причастие просто так не даётся. Не буду описывать все свои ощущения в дороге, но спустя час, в полуобморочном состоянии, с трясущимися ногами, я всё-таки добрался до церкви отца Рафаила. Выяснилось, что служба идёт полным ходом и монахи по одному заходят за иконостас в алтарь и исповедуются. Я сел в сторонке и начал прислушиваться и присматриваться, что происходит. И чем больше я прислушивался тем больше слышал женский пожилой голос, который к тому же доносится из алтаря. Позже выяснилось, что человек, которого я принял за отца Рафаила и который служил службу, оказался отцом и Иоаном. А у отца Рафаила действительно был высокий голос и он принимал исповедь в алтаре. Отцу Рафаилу 75 лет, он очень маленького роста и к тому же, из за болезни с трудом передвигается. Всё величие веры этого человека я ощутил в последний день пребывания на Афоне. Когда в 5 утра на море стоял шторм и мы с Сергеем не представляли как нам выбираться в аэропорт, он нам абсолютно спокойно сказал что бы мы не переживали, и шли спать, а он помолится за нашу обратную дорогу. И так помолился, что в 8 утра море успокоилось, и паром благополучно забрал нас из Афона. Случайность скажете Вы? Возможно, но как говорят мудрецы; «Случайности не случайны», и на Афоне в это Веришь.